Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Персональный экскурсовод в Израиле - Петровская Светлана

Еще с самого начала своего существования Русская Церковь была связана с Церквями востока: Константинопольской Голгофа и Иерусалимской. Начиная с VI—Vll-го веков богомольцы из славянских стран совершали паломничество в Палестину, с целью увидеть святое место для каждого христианина – Голгофу и гроб Господний. Храм Гроба Господня в Иерусалиме был разрушен в 70-м году по Рождестве Христовом римскими солдатами и начал восстанавливаться лишь в 136-ом году во времена правления императора Адриана, который не был приверженником христианства. Это не остановило святую царицу Елену и императора Константина, принявших христианство, построить храм над гробом Господним в 326 году. Храм Гроба Господнево множество раз подвергался разрушением, например, в 614 году он пострадал от рук Палестинских войск персидского царя Хозроя.

Возобновлен он был в 615-ом году благодаря патриарху Иерусалимскому Модесту, но уже в виде 4-ох небольших храмов, которые просуществовали 400 лет. По приказу египетского султана Хакема, в 1009-ом году они были вновь разрушены, но спустя 40 лет их восстановил император Византийский Константин Мономах. Подробное описание храма приводит в своем «Хожении» паломник игумен Даниил. Совершал свое странствие в святые земли он не один. Сопровождали Даниила восемь паломников, выходцев из Киева и Новгорода. Даниил был первым паломником, который поставил неугасимую лампаду у гроба Господня от всей Руси Храм Гроба Господня и вспомнил у святыни всех родственников своих, живых и усопших, друзей и близких.

Храм Гроба Господня в Иеруслиме неоднократно был разграблен и разрушен. Поскольку Русские христиане всегда стремились совершить паломничество к гробу Господню, а дело это было дорогим и опасным, в середине XVII века в России началось построение точной копии гроба Господня. Модели и рисунки были привезены из Палестины: к огромному собору примыкала с запада ротонда, в центре которой возвышалась кувуклия — гроб Господень, щедро отделанный майоликой.

После падения Константинополя и Византийской империи, Россия осталась единственным православным государством, сохранившим свою независимость. Поэтому, патриарх Никон старался повторить святыни древнего Иерусалима, что должно было привлечь на Русь тысячи паломников.

В период между 1676-ым и 1812-ым годами происходили неоднократные войны между Российской и Турецкой империями. В 1699-ом году Петр I, одержав победу над турками, заключил мирный договор, совершив первую попытку стать на защиту христиан – подданных Турецкой империи. Россия выступала за внесение в договор пункта, согласно которому, православным грекам полностью возвращался гроб Господний. Этому не дано было случиться. В 1700-ом году было дано разрешение свободного доступа русских паломников в святую землю. Россия, одновременно с этим, старалась надавать помощь православным христианам, которые находились под угнетением турецкого ига. Пожертвования были направлены на Ближний Восток. Русские цари отправляли греческому духовенству, служившему при гробе Господнем, иконы и золото, предметы церковного искусства. В 1808-ом году при пожаре был разрушен весь круглый храм, который находился вокруг часовни гроба Господня. Кувуклия сохранилась, хотя ее стены и верх были значительно повреждены упавшим куполом.

Поскольку это было время, когда Россия вела борьбу с Наполеоном и его армией, империя не могла оказывать помощь для восстановления святыни. Единственное, что могли сделать люди – это внести свою лепту, пожертвование «На гроб Господень». Общими силами храм был восстановлен. Западные державы выступали против Храм Гроба Господня в Иерусалиме усиления России на Ближнем Востоке, что привело к военным конфликтам. Согласно Парижскому миру, Россия потеряла право покровительствовать христианами в Палестине и Турции, хоть поток русских богомольцев от этого не уменьшился.

На Иерусалимский патриарший престол в 1883-ем году взошел блаженнейший Никодим, первый из патриархов, который произносил во время богослужения возгласы и молитвы по-славянски.

Так как путь в Иерусалим был долог и по прежнему дорогой, не иссякал поток богомольцев в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь.

С этого времени прошло целое столетие. Иерусалим и его святыни в 1967-ом году стали частью Израильского государства. Но духовная связь русских христиан с храмом гроба Господня не прекратилась.